Инвесторы заканчивают посевную
Годовой объем инвестиций в российские интернет-компании в 2013 году вырос менее чем на 4%, до $667 млн, хотя еще недавно рынок переживал взрывной рост, подсчитали в Fastlane Ventures. Рунет переживает новый этап развития — бум посевного финансирования закончился, теперь инвесторы будут чаще выходить из проектов, считают аналитики.
Павел Ъ-Белавин
Коммерсантъ, 21.03.2014
Объем инвестиций в российские интернет-компании за 2013 год увеличился на 3,7% к уровню предыдущего года, до $667 млн, следует из отчета, опубликованного вчера инвесткомпанией Fastlane Ventures. Темпы роста оказались рекордно низкими. Так, в 2012 году объем рынка увеличился на 18%, до $643 млн, а по итогам 2011 года — более чем удвоился, до $545 млн, по сравнению с $236 млн в 2010 году. Впрочем, рынок пока остается малопрозрачным, и с учетом полностью непубличных сделок его уровень в 2013 году мог достигнуть $1,016 млрд, а в 2012-м — $933 млн, уточняется в отчете.
Замедление темпов роста говорит о том, что российский интернет подходит к качественно новому этапу развития, считают авторы отчета: бум посевного финансирования завершен, “наступает время последовательного развития”. Так, венчурные фонды, основанные 2010-2012 годах, сейчас завершают первый инвестиционный цикл и в 2014-2015 годах должны будут привлекать капитал для нового инвестиционного цикла, сообщает инвестиционный менеджер Fastlane Ventures Андрей Куликов. По его мнению, в эти же годы на рынке будет больше “экзитов” — выходов инвесторов из проектов. В частности, если ориентироваться на мировую статистику, на продажу вскоре будут выходить компании, основанные в 2006-2009 годах.
До сих пор основным драйвером для инвестиций в российский интернет были электронная коммерция и проекты, копирующие зарубежные аналоги. Эта стратегия остается привлекательной, но в отсутствие новых драйверов роста в 2014-2015 годах общий объем инвестиций будет сохраняться примерно на существующем уровне, говорится в отчете. При этом в ситуации ограниченного потенциала для стратегий выхода инвесторы будут менее охотно рисковать и более консервативно подходить к оценкам проектов.
Меняются и источники инвестиций: все большая часть денег на рынке теперь российского происхождения. Так, в 2013 году доля чисто российских инвестиций (без учета совместных с иностранцами) достигла 53,7%, тогда как еще в 2012-м составляла лишь 42%, а в 2011-м — 45,1%. Зарубежные инвесторы в основном вкладываются в российские проекты на поздних стадиях, что требует с их стороны меньшей экспертизы и участия в менеджменте. Иностранные фонды ориентируются в первую очередь на проекты, которые управляются по международным стандартам и имеют “культурно интернациональную” команду, отмечает основатель и генеральный партнер Ventech (инвестировала в WomanJournal, Oktogo, Trends Brands и др.) Ален Каффи, мнение которого приводится в докладе. Поэтому, продолжает он, востребованы и инвесторы, которые могут подготовить компанию к приходу глобального покупателя.
Наиболее крупным направлением для инвестиций в 2013 году оставалась электронная коммерция (в частности, проекты “Юлмарт”, KupiVIP, Lamoda, Avito), на которую пришлось 58,8% всех денег. Оборот этого рынка, по данным опубликованного вчера исследования Ассоциации компаний интернет-торговли, вырос в 2013 году на 34%, до 544 млрд руб. (около $17 млрд).
На глобальном уровне объем венчурных инвестиций в 2013 году вырос на 7%, до $29,4 млрд, из которых на интернет-компании приходилось $7,1 млрд, объявляли ранее PricewaterhouseCoopers и американская Национальная ассоциация венчурного капитала (NVCA).