Венчурный рынок России в 2013 году: кто, кому и сколько
Александр Лашков
Цукерберг позвонит, 28.03.2014
Буквально на днях FastLane Ventures представила свое исследование венчурного рынка России. Этот документ содержит некоторые любопытные данные. Среди трендов называются увеличение числа слияний и поглощений, а также вторичных сделок, рост в Рунете популярности рекламных, финансовых сервисов и игр, и общее взросление рынка — в 2014 году аналитики ожидают выходов из компаний, получивших инвестиции в последние пару лет.
Кроме того, «русских денег» на отечественном венчурном рынке стало больше — если в 2012 году лишь 42% от общего объема инвестиций имели российское происхождение, то в 2013 году эта цифра увеличилась до 53%. Отмечается также и охлаждение пыла государства в деле раздачи денег стартапам — в 2013 году грантов было выдано как минимум в три раза меньше, чем в 2011.
Из-за непрозрачности рынка, точно оценить его объем довольно затруднительно — опираясь на данные из открытых источников эксперты Fastlane оценили его в $677 млн, но с поправкой на не освещаемые публично сделки, выходит уже больше миллиарда доллларов.
Но, в конце концов, это все интересно, но не до такой степени, как информация о том, кто кого и за сколько купил или продал. И тут исследование также не разочаровало: помимо данных о широко обсуждавшихся сделках (вроде эпопеи вокруг «ВКонтакте»), в нем присутствуют и не столь широко распиаренные инвестиции и продажи. Всего в документе под названием Russian Internet Deal Book собрана информация о более чем 600 сделках, совершенных в российском интернете за 2012-13 гг.
Поглощения
В последние пару лет наиболее активным игроком на рынке покупки стартапов стал «Яндекс». В 2013 году его покупка «Кинопоиска» стала рекордной по величине сделкой — $80 млн перебить не удалось никому. Следующим по активности в прошлом году оказался Avito.ru, потративший $35 млн на поглощение Slando и еще $15 млн на покупку Olx.ru.
Идательский дом Hearst Shkulev Media приобрел сеть региональных порталов NGS (сайты в Новосибирске, Омске, Красноярске, Иркутске, Кемерово, Барнауле и Томске). 75% компании были куплены за $12 млн.
Еще одна интересная сделка — покупка «Океан Банком» (владеет проектом Robokassa) системы для эквайринга «Платрон» за $10 млн. На миллион меньше ОАО «Первая спутниковая компания», которая является дистрибутором оборудования для подключения спутникового телевидения («Триколор» и т.п.), заплатила за интернет магазин mt-online.ru.
Ниже обзор всех самых крупных сделок, информацию о которых удалось раздобыть аналитикам: (все таблицы и графики по ссылке)
Вторичные сделки
Конечно, топ этого списка занимают две сделки с акциями «ВКонтакте» — на первом месте покупка доли в компании фондом UCP, а на втором — сделка между Павлом Дуровым и Иваном Тавриным (сделка между ним и Mail.Ru Group в исследование попасть не успела).
Объемы остальных вторичных сделок даже и близко нельзя сравнить с суммами, фигурирующими вокруг крупнейшей российской соцсети, но, тем не менее, есть и вполне примечательные кейсы. Например, 23% акций сервиса для электронных торгов B2B Center приобрел фонда «Эльбрус Капитал» — эта операция обошлась ему в $46 миллионов, что в абсолютых цифрах для России не так уж и мало, согласитесь.
30% акций ссылочной биржи Sape.ru перешли в собственность к Millhouse и фонду Investment AG за $10 млн. Интересно, сколько бы покупатели дали сейчас.
Слияния
В 2013 году произошло 4 слияния, информация о которых попала в руки к аналитикам. Обычно подобные сделки происходили между двумя компаниями из одной сферы бизнеса (например, трэвел), или двумя компаниями, использующими одну бизнес модель. Особенно масштабным, конечно, стало слияние SUP Media и объединенной компании «Афиши» и «Рамблера». Если бы его не случилось, может быть, сейчас и «Лента.ру» оставалась бы в полном здравии.
Что дальше
Один из главных выводов исследования — бум посевного финансирования в России завершен, и теперь фокус сместится на последовательное развитие компаний. Ситуация с экзитами улучшается — их число растет, что можно проследить и по количеству вторичных сделок; и это только то, что лежит на поверхности, ведь, как и в случае первоначальных инвестиций, смена собственника и продажа долей на отечественном рынке часто не афишируется.
На данный момент не совсем ясны драйверы дальнейшего роста венчурного рынка России. Число по-настоящему перспективных отечественных компаний не слишком велико, и если убрать из исследования несколько крупных сделок (особенно это касается «ВКонтакте»), то ситуация будет выглядеть довольно статично, и какого-то роста в ближайшие годы не предполагается. Общий объем инвестиций в 2014-2015 годах останется примерно на уровне 2012-13 годов, а российские фонды будут все больше внимания обращать на зарубежные проекты.