Инвестиции в Рунет: много на старте, мало – на выходе
Fast Lane Ventures выпускает Deal Book of Russian Internet 2010-2011
Fast Lane Ventures, лидер на рынке разработки, запуска и продвижения новых интернет-компаний, завершила исследование, посвященное финансированию российских интернет-компаний и стартапов в 2010-2011 гг. В исследовании представлены более 270 сделок в российском интернете с полной информацией по дате, объему финансирования и инвесторах. Собрана наиболее полная информация о грантах, инвестициях стадии seed и последующих раундов, а также выходы и покупки пакетов акций компаний.
Цель исследования:
- создать первый аналитический продукт по инвестиция в интернет-стартапы,
- собрать наиболее полные данные по инвестициям в интернет-компании и стартапы,
- проследить динамику роста финансовых вложений в Рунет и ключевые направления инвестиций
Объект исследования: российские компании, чья бизнес-модель основывается на работе в рамках сети интернет, либо компании, большая часть дохода которых обеспечивается за счет операций в интернете.
Принадлежность к «российским» определялась по нескольким критериям:
- операции на российском рынке,
- происхождение компании,
- российские основатели,
- наличие российского офиса или центра разработок.
Источник информации: публичные источники и данные, полученные от инвесторов и компаний напрямую, а также экспертные оценки Fast Lane Ventures.
Основные итоги исследования: объем и динамика рынка
В 2010 г. на российском интернет-рынке проведено 59 сделок.
В «молодые» интернет-компании и стартапы инвестировано $225 млн., что составляет 17,3% от общего объема инвестиций в Рунет с учетом двух крупнейших сделок с участием зрелого бизнеса: IPO Mail Group и покупка доли в VKontakte компанией Mail Group ($1,3 млрд.).
В 2011 году количество сделок увеличилось почти в 3.6 раза (215).
Общий объем инвестиций в «молодые» интернет-компании и стартапы вырос до $540 млн., что составило уже 26,7% от общего объема рынка ($2,15 млрд. с учетом IPO Yandex, покупки доли в VKontakte компанией Mail Group, инвестиций ruNet, Rakuten и Index в Ozon).
Несмотря на позитивную динамику, российский интернет-рынок продолжает оставаться непрозрачным. По оценкам экспертов Fast Lane Ventures объем непубличных сделок в Рунете примерно равен объему публичных, информация по которым открыта. «Мы знаем не менее чем о 100-150 сидовых инвестиций, осуществляемых бизнес-ангелами и непубличными холдингами, и 20-30 крупных инвестиций (например, now.ru, wildberries.ru, bonsport.ru, autoscout24.ru, promenad.ru, bigbuzzy.ru, mebelrama.ru, holodilnik.ru, booking.ru, quto.ru, zvooq.ru, bookmate.ru, t&p.ru и др.), по которым вся финансовая информация абсолютно закрыта», – комментирует Андрей Куликов, старший инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures.
С учетом этих сделок общий объем инвестиций в российские интернет-компании и стартапы мог составить около $500 млн. в 2010 году и $1 млрд. в 2011.
Основные тренды
Последние два года продемонстрировали радикальный рост интереса инвесторов к интернет-стартапам на стадии seed. Количество компаний, получивших стартовые инвестиции в 2011 году, выросло более чем в 4 раза по сравнению с 2010 (22 сделки в 2010 – 91 сделки в 2011). Общий объем seed инвестиций в 2010 году составил $8,7 млн. и 14,1 млн. в 2011.
Также в этот период можно наблюдать беспрецедентный рост грантового финансирования: за два года 61 стартап получил более $20 млн. в виде грантов (до 2010 года эта цифра стремилась к нулю).
На фоне заметного роста объемов инвестиций на стадии seed, финансирование более поздних раундов и выходы из бизнеса не демонстрируют столь же позитивной динамики и представляют скорее «узкое место» в инвестиционном процессе Рунета. Анализ 8 сделок, которые могут быть квалифицированы как выходы, показал, что половина из них – это приобретение команд и технологий.. Полноценными «историями успеха» могут считаться только две сделки: покупка Darberry компанией Groupon и Qik – компанией Skype.
По словам Андрея Куликова, «Сегодня – в силу заметного роста интереса инвесторов и развития инфраструктуры[1], у молодых предпринимателей появляется все больше возможностей «стартовать» бизнес, однако рассчитывать на «легкие деньги» после старта не приходится. Создание интернет-компаний в России обходится не намного дешевле, чем, например, в США, а ожидания инвесторов по возврату вложений вполне сопоставимы с Америкой и Европой. Поэтому российским интернет-строителям, создающим новые бизнесы на гораздо меньшем рынке, придется приложить немало усилий, чтобы получить финансирование на более поздних раундах».
Объекты инвестиций
Основным объектом инвестиций и главным драйвером роста российского интернета остается электронная коммерция.
Анализ наиболее крупных сделок подтвердил приверженность инвесторов проверенным бизнес-моделям и компаниям-лидерам а своих сегментах. Как минимум половина из топ-10 инвестиций, включая VKontalte, Darberry, Avito, Kupivip и др., являются аналогами западных бизнес моделей.
«Эта логичная тенденция. Использование проверенных бизнес-моделей минимизирует риски неудач и позволяет значительно ускорить процесс разработки и запуска новых компаний. А для интернет-рынка скорость критична. Идеи носятся в воздухе, и выигрывает тот, кто успеет реализовать их первым»,- говорит Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures.
Перспектива
Ключевой вопрос ближайших лет – темпы развития российской венчурной инфраструктуры: хватит ли у нее ресурсов, чтобы продолжить инвестировать как во вновь стартующие, так и более зрелые бизнесы, профинансированные в исследуемый период.
[1] Бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, специализирующиеся на инвестициях в интернет венчурные фонды , бизнес-ангелы и т.д.